Скрининг печени

Печень – один из важнейших органов, выполняющий колоссальный объем работы. Из-за неправильного питания, злоупотребления алкогольными напитками, поражения вирусами или генетической предрасположенности человек начинает страдать от гепатитов, цирроза и других печеночных патологий. Для выявления нарушений функциональности органа проводят скрининговое биохимическое обследование крови.

Что представляет собой скрининг

Вместе с печенью скрининг проверяет поджелудочную железу. Эти два органа отвечают за пищеварение в организме. Печень выделяет желчь, уничтожает токсины, регулирует метаболизм, накапливает полезные микроэлементы, влияет на свертываемость крови, гормональный баланс и состояние иммунной системы.

Железой вырабатываются ферменты, переваривающие еду. Кроме того, этот орган выделяет инсулин, отвечающий за уровень глюкозы в крови.

Печень взаимосвязана с поджелудочной железой, например, реактивный панкреатит часто считается следствием гепатита, а нарушенный отток сока приводит к желчнокаменной болезни. Такие патологии возникают вследствие употребления спиртных напитков, неправильного питания, переедания.

Заболевания печени на начальной стадии часто протекают бессимптомно, после чего появляется боль, жжение в правой части живота, тошнота, рвота, чувство горечи в ротовой полости, нарушение, изменение цвета стула и желтушность кожи.

Обследование печени позволят определить уровень:

• Аланинаминотрансферазы или АЛТ.
  • Аспартатаминотрансферазы или АСТ.
  • Щелочной фосфатазы.
  • Глутамилтранспептидазы.
  • Общего билирубина.

Цитолитический синдром, или разрушение печеночных клеток, приводит к увеличению АЛТ, АСТ, тогда как холестаз повышает уровень билирубина. Если все эти показатели превышают норму, то это говорит о поражении и печени, и поджелудочной железы. Так проявляется желчнокаменная болезнь. Для обследования у пациента берут венозную кровь.

Скрининг преследует множество задач, таких как:

• Оценка функциональности органа.
  • Дифференциальная диагностика печеночных патологий.
  • Контроль пациента с имеющимися хроническими заболеваниями.
  • Наблюдение за эффективностью применяемых лекарственных препаратов, профилактика побочных эффектов.

Даже людям, которые придерживаются здорового образа жизни, рекомендуется раз в год обследовать печень. Скрининг – высокоинформативный метод исследований, позволяющий обнаружить около 95% печеночных и поджелудочных патологий.

Правильная подготовка

Скрининг делается утром натощак. До обследования желательно не употреблять пищу около 12 часов. За полчаса до процедуры исключить чрезмерные физические нагрузки, нервные перенапряжения. Еще запрещено курение за 30 минут до манипуляции.

Скрининг показан в следующих ситуациях:

• При наличии клинических признаков возможной проблемы с печенью, например, болевого синдрома, жжения в правом подреберье, тошноты, рвоты, горького привкуса, вздутия живота, зуда, нарушения стула.
  • При нарушении структуры, увеличении органа по результатам инструментальной диагностики.
  • При злоупотреблении алкогольными напитками.
  • При длительном применении препаратов, воздействующих на работу печени.
  • Если у пациента присутствует наследственная склонность к печеночным патологиям.
  • При контроле больных хроническими заболеваниями органов пищеварения.

Если человек ведет здоровый образ жизни, отсутствуют симптомы поражений печени, то скрининг следует проводить в качестве профилактической меры.

Факторы, негативно влияющие на результат

Несмотря на высокую информативность скрининга, существуют следующие факторы, которые искажают данные:

• Проведение обследования с введением внутривенно контрастного вещества за сутки до диагностики.
  • Период беременности.
  • Наличие сопутствующих заболеваний, например, патологий других органов пищеварительного тракта, онкологических опухолей, острых воспалительных процессов, проблем с кровеносной, эндокринной системой.
  • Поражение пациента инфекционным мононуклеозом, аденовирусом, паротитом и прочими острыми заболеваниями, пагубно воздействующими на печень.

Еще результаты данного диагностического метода часто искажаются, если пациент принимает пероральные контрацептивы, глюкокортикостероиды, нестероидные противовоспалительные и другие медикаменты, метаболизм которых протекает именно в печени.

Расшифровка данных

Скрининг печени выявляет уровень пяти показателей. Если концентрация хотя бы одного из ферментов превышает норму, то это говорит о наличии проблемы с органом.

Увеличенный уровень АЛТ (аланинаминотрансферазы) проявляется при:

• Гепатите из-за токсинов, острых инфекций. Здесь показатель увеличивается в 40-50 раз.
  • Алкогольном поражении печени, циррозе.
  • Метастатическом разрушении органа.
  • Ухудшении оттока желчи вследствие желчнокаменной болезни, злокачественном новообразовании в поджелудочной железе.
  • Панкреатите.
  • Мононуклеозе инфекционного характера.
  • Поражениях сердца – сердечной недостаточности, инфаркте миокарда.
  • Повреждениях скелетных мышц, тяжелых ожогах.

Повышенная концентрация аспартатаминотрансферазы (АСТ) выявляется, если пациент страдает от:

• Острого или хронического гепатита.
  • Активного цирроза.
  • Алкогольного заболевания органа.
  • Некротических процессов.
  • Онкологического поражения, метастазов в органе.
  • Синдрома Рейе, инфаркта миокарда.
  • Полимиозита.
  • Заболевания легочной артерии.
  • Токсического, травматического шока.
  • Повреждений, хирургического вмешательства.
  • Пищевого отравления грибами.
  • Гемолитической анемии.

Если АСТ больше, чем АЛТ, то существует высокая вероятность инфаркта миокарда, развития алкогольной болезни печени, а когда, наоборот, то скрининг сигнализирует о стеатогепатите неалкогольного характера, закупорке желчевыводящих путей.

Повышенный уровень липазы свидетельствует о наличии острого или хронического панкреатита, нарушении оттока поджелудочного сока, рака железы, холецистита, перитонита, билиарного цирроза, инфаркта кишечника или почечной недостаточности.

Увеличенная концентрация билирубина часто определяется во время беременности или при наличии таких заболеваний, как:

• Желчнокаменная болезнь.
  • Цирроз, вирусный или токсический гепатит.
  • Онкологическое поражение головки поджелудочной железы.
  • Алкогольная патология печени.
  • Печеночные абсцессы.
  • Инфекционный мононуклеоз.
  • Заболевания крови с гемолизом.
  • Малярия, сепсис, инфаркт миокарда.
  • Кровоизлияние в тканевые структуры.

Результаты обследования анализируются вместе с анамнезом, продолжительностью патологического процесса, наличием сопутствующего заболевания. Оценкой и расшифровкой полученных данных должен заниматься только квалифицированный специалист.

Если в анализе присутствуют отклонения от нормы, то в качестве дополнительной инструментальной диагностики назначается УЗИ, КТ или МРТ брюшной полости.

Место
Скрининг печени
Печень – один из важнейших органов, выполняющий колоссальный объем работы.