Шишка за ухом

Шишка за ухом – это в большинстве случаев новообразование доброкачественного характера, которое не опасно для здоровья. Однако, если уплотнение проявляется болевым синдромом или иными признаками, это может говорить о развитии в организме серьезного патологического процесса.

К какому врачу обратиться

Прежде всего нужно проконсультироваться с терапевтом. После внешнего осмотра он скорее всего отправит пациента к отоларингологу.

По результатам обследования ЛОР-врача может потребоваться посещение хирурга, инфекциониста, дерматолога и других специалистов узкого профиля.

Чем может быть

Образовавшийся за ухом нарост может свидетельствовать о различных патологических состояниях.

Мастоидит

Представляет собой заболевание инфекционной природы происхождения, при котором поражается сосцевидный отросток, расположенный за раковиной уха. Патология относится к вторичным процессам и возникает на фоне течения острого воспаления, затрагивающего горло или средний ушной отдел.

Уплотнение может сопровождаться болезненностью, нагноением, покраснением, высокой температурой и головными болями, вплоть до того, что нарушается слух.

Дерматит

Болезнь провоцирует нарастание омертвевших клеточных структур, в результате чего за ухом часто образуется шишка. В большинстве случаев такой патологический процесс проявляется шелушением кожи, отеками воспалением и гиперемией эпидермиса в области поражения. Как правило, уплотнение сопровождается болью.

При развитии дерматита себорейного типа за ухом может образоваться уплотнение. В особенности это относится к тем людям, у которых диагностирован СПИД, или страдающим от эпилепсии.

Как правило, причиной развития болезни выступают частые стрессовые ситуации, перемена климата и грибковые инфекции.

Лимфаденит

Увеличение лимфатических узлов часто сопровождается возникновением за ушами мягких шариков небольших размеров. В большинстве случаев причиной их появления становится инфекционное поражение. К таким заболеваниям относят синусит, простуды, ангину стрептококкового вида.

Если отмечается развитие генерализованного инфекционного процесса, то уплотнения могут появляться сразу за обоими ушами. При этом состоянии пациент может жаловаться на высокую температуру и слабость.

Аллергия

Нередко болезненная шишка за ухом свидетельствует о проявлении аллергической реакции. Часто такие образования возникают в случаях, когда человек использовал неправильно подобранную косметику или аксессуары.

Кроме того, реакция организма в виде появления уплотнения может появиться на укус насекомого. При этом бугорок небольшого размера в дальнейшем становится внушительных объемов. В такой ситуации также важно дифференцировать обычное проявление аллергии от злокачественного новообразования.

Киста

Шишка, которая сопровождается болезненностью, также может указывать на кисту. Внутри такой опухоли обычно содержится жидкость. Среди причин формирования шариков выделяют закупорку сальных желез.

Абсцесс

Если уплотнение возникло по причине инфекционного процесса и вызывает зуд, бугорок за ухом может означать развитие абсцесса. Как правило, такое образование представлено капсулой, наполненной гнойным содержимым.

Акне

Это часто диагностируемое патологическое состояние. В большинстве случаев оно возникает у людей в молодом возрасте, когда начинается период полового созревания.

Иногда шишка за ушной раковиной образуется на фоне нарушения гормонального фона, причиной чему может быть генетическая предрасположенность, стрессы, повышение концентрации андрогенов, инфекции.

Доброкачественное новообразование

В этом случае возникшая опухоль не вызывает болезненности. Имеет относительно мягкую консистенцию и обладает хорошей подвижностью. Если шишка образовалась из слюнной железы, то процесс сопровождается проявлением болевого синдрома.

При поражении сосцевидной кости часто происходит разрушение тканей, что нередко заканчивается полной потерей слуха. Также пациент может жаловаться на шум и выделения из ушей, частые головокружения.

Доброкачественная опухоль не представляет опасности для здоровья она отличается медленным течением и незначительным ростом. Кроме того, такие новообразования склонны к самостоятельному рассасыванию.

Гемангиома

Этот процесс представляет собой бесконтрольное скопление сосудов. В большинстве случаев такое заболевание диагностируется в детском возрасте. На фоне патологии за ухом может образоваться опухоль фиолетового или красноватого окраса. Такие уплотнения не вызывают неприятных ощущений и боли.

Липома

Носит доброкачественный характер и образуется в результате роста жировой ткани. При этом шишка может появиться как за ухом, так и на мочке. Такие уплотнения также не опасны и медленно растут. При появлении дискомфорта может быть назначено оперативное удаление.

Келоиды

Подобные новообразования за ухом появляются в основном из-за пирсинга. При повреждении эпидермиса, как правило, происходит перерастание рубцевой ткани.

Хроническое поражение верхних дыхательных путей

Формирование уплотнений может быть на фоне развития таких патологических процессов, как стоматит, ларингит, ангина, фарингит и прочие.

Рак

Опухоль может быть онкологического характера. Причиной ее появления в большинстве случаев выступает базальноклеточный рак или саркома. При этом новообразование безболезненное, телесного цвета.

Если за ухом появилось уплотнение, которое при этом сопровождается болезненностью и ухудшением общего самочувствия, не стоит заниматься самолечением. Необходимо сразу посетить медицинское учреждение, поскольку такое образование может указывать на опасную болезнь.