Галлюцинации у онкологических больных

Несмотря на разнообразие онкологических опухолей, у них много общего, начиная со стадий развития, заканчивая симптомами поражения метастазами тех или иных органов. Одним из таких общих симптомов является возникновение галлюцинаций у онкологических больных.

Причин, по которым у больных раком появляются галлюцинации, несколько:

• интоксикация организма;
  • метастазы или опухоль в мозге;
  • реакция организма на близкую смерть.

Отравление организма идет лекарственными средствами (побочные эффекты) или продуктами распада опухоли, поврежденных внутренних органов. Некоторые препараты могут вызывать спутанность сознания у онкобольных вплоть до возникновения образов и картин. Так, на морфине галлюцинации появляются в 13%, а на Фентаниле – только в 2%.

Типы галлюцинаций у онкобольных

Проявление галлюцинаций может проходить по следующему плану:

1. Незначительные зрительные проявления, которые появляются эпизодически.
  2. Сложные картины, сначала только визуальные, далее они сопровождаются звуками и запахами.
  3. Ионические состояния, когда пациент видит странные образы при закрытых глазах, словно проскакивают картинки, сцены. Явление ближе к сновидениям во время бодрствования, так как идет пассивное наблюдение.
  4. Постепенное появления более живых картинок, часто с навязчивой идеей преследования.

Галлюцинации у больных нередко являются продолжением сна, то есть человек просыпается, но продолжает видеть то, чего нет на самом деле, словно живет во сне. Онкопациенты часто видят фигуры своих двойников.

Галлюцинации у онкологических больных возникают на фоне метастазирования или наличия опухоли в головном мозге, интоксикации, реакции на приближающуюся смерть.

Снизить проявления помогут терапевтические методы, в зависимости от локализации рака.

Характерно, что большинство галлюцинаций у онкобольных сопровождается острым, почти истеричным чувством страха. Но если при заболеваниях сердца или легких возникают единичные картинки, то при раке это целые фильмы с бредом.

Чем больше стадия, сильнее поражение органов, тем сильнее и эмоциональнее картины, переходящие в аментивно-делириозное состояние, которые создает отравленный и воспаленный мозг.

Рак и мозг

Количество пациентов с раком каждый год растет, число больных с метастазами мозга также постоянно увеличивается. Это обусловлено прогрессом медицины, а в результате увеличением продолжительности жизни.

Если не так давно выявление метастазов или опухоли в мозге было причиной отказа от терапии и рекомендацией перевода больного на паллиатив, то сейчас картина другая.

В результате привлечения нейрохирургов в онкологию, использование гама-ножей и лазеров для микроопераций у таких пациентов появился шанс прожить несколько дополнительных лет. Но каждый год более 100 тыс. людей находят метастазы в головном мозге, хотя первичная опухоль была ликвидирована.

Однозначной статистики относительно сроков появления метастазов в мозге в зависимости от места локализации первоначальной опухоли нет. На текущий момент считается, что рак легкого, молочных желез, рак кожи, почки чаще приводят к возникновению опухоли в мозге на последней стадии.

Согласно статистике, такое поражение мозга в более половине случае проявлялось у пожилых людей (старше 50). Причем вероятность появления одного или множества метастазов одинакова. Но замечено, что при раке кожи чаще появляются множественные очаги, а при опухоли в почке – одиночные.

Метастазы в головном мозге проявляются множеством симптомов: спутанность сознания у онкобольных, нарушение функций нервов (зрительного, обоняния, других), частичный паралич, эпилепсия, галлюцинации.

Это обусловлено разрушением мозгового вещества или сдавливанием части мозга опухолью.

Сроки жизни при опухолях или метастазах мозга следующие:

• около 1 месяца без какого-либо лечения;
  • около 2 месяцев на гормональном лечении;
  • около полугода при облучении головы;
  • до полутора года при хирургическом удалении очагов и облучении мозга после операции.

Для сохранения качества жизни необходимо хирургическое удаление метастазов или в сложных случаях, когда вред для жизни больше пользы, рекомендуется паллиативное лечение.

Рак внутренних органов и галлюцинации

При раке разных стадий галлюцинации у онкологических больных разные. Почти всегда они возникают во время активного роста опухоли или ее распада (развертывание заболевания или на последних стадиях), когда проявляются различные психические расстройства.

В это время у большинства больных наблюдается депрессивные состояния, появляются суицидальные мысли, пугающие образы. Такие зрительные галлюцинации идут без звуковых проявлений.

Пациенты видят неясные фигуры в виде людей, животных. Темные пятна безмолвно следуют за больным, сидят у его постели. При тяжелых поражениях случайные тени, темная ткань в воображении превращаются в вестника смерти, черного ангела.

Реже встречаются звуковые или обонятельные галлюцинации. Слышится шепот, бурчание, плач без конкретного источника звука, шумы из пустых комнат, из-под кровати. Ощущается запах сырости, болота, грязи, земли, что часто ассоциируется с кладбищем и приближающейся кончиной.

Подобные проявления позволяют судить об изменении сознания, нарастающей интоксикацией мозга.

Что делать

Исходя из процессов, провоцирующих появления галлюцинаций у онкобольных, чтобы уменьшить подобные явления, следует:

• уменьшить интоксикацию организма;
  • убрать болевой синдром;
  • работать над негативным настроем, депрессивным состоянием больного;
  • обеспечить должный уход и моральную поддержку пациента.

Кроме этого, следует давать человеку то, что может обрадовать. Это любимая еда, веселые фильмы, расслабляющая музыка, визиты родных, внуков, друзей – все, что хоть на минуту отвлечет от грустных мыслей.

Сколько осталось жить

Оглушение наряду с галлюцинациями характерны для термальной стадии болезни. При тяжелых сопутствующих заболеваниях (диабет, туберкулез, гормональные нарушения, тяжелая сердечная недостаточность, проблемы с почками) несуществующие образы могут возникать даже на II-III стадии рака, так как идет одновременное поражение нескольких систем. Нередко галлюцинации при раке 4 стадии проявляются перед летальным исходом.