Цитограмма

Цитограмма в гинекологии — это одна из диагностических процедур, которая применяется при выявлении заболеваний половой системы женщин. Благодаря такому цитологическому исследованию удается определить патологии матки в начале их развития. Это, в свою очередь, дает возможность начать своевременное проведение терапевтических мероприятий и предотвратить возможные осложнения.

Описание

Цитограмма воспаления представляет собой метод диагностики, которая заключается в заборе мазка из шеечного отдела матки с дальнейшим проведением его изучения.

Цитограмму назначают для выявления патологий в женской половой системе. Исследование проводят при подозрении на развитие вирусных и инфекционных патологий.

Необходимость в диагностике возникает при плановом зачатии и подозрениях на бесплодие. Запрещено проводить процедуру при беременности, сразу до или после месячных.

Исследование, необходимое для получения цитограммы, называют цитологическим. Необходимость его применения объясняется тем, что оно позволяет определить онкологические или воспалительные процессы на ранних этапах развития, протекающие в шейке маточного тела.

В ходе процедуры специалисты тщательно изучают изменения клеточных структур слизистой шейки матки. Кроме того, благодаря цитологии воспаления можно выявить процессы, которым именно на этот момент подвергаются эпителиальные слои. Сюда входит степень интенсивности деления клеток, их дифференцировка, число концентрации лейкоцитов, состояние, в котором находятся ядро и цитоплазма, а также другие показатели.

Если диагностическое исследование показывает, что цитограмма соответствует воспалительному процессу слизистой, это в большинстве случаев означает, что есть такие патологии, как папилломатоз, дисплазия, эрозия шейки матки, лейкоплакия или онкологические процессы в области шейки маточного тела.

Также цитология позволяет специалистам принимать решение относительно того момента, как в дальнейшем лечить выявленные заболевания.

Показания

Цитологический анализ назначается в том случае, если нарушается менструальный цикл или женщина на протяжении длительного времени применяла гормональные препараты. Кроме того, цитограмма воспаления необходима при подозрении на развитие патологий вирусной или инфекционной природы происхождения.

Также необходимость в исследовании возникает во время планирования зачатия, если поставлена внутриматочная спираль, когда есть подозрение на бесплодие или при наличии жалоб у пациентки на неспецифические выделения.

В целом в профилактических целях цитограмму рекомендуется делать не реже одного раза в 12 месяцев.

Противопоказания

Несмотря на широкую распространенность, цитологическое исследование имеет определенные ограничения. Так, запрещено проводить анализ в течение двух суток после полового акта, во время применения препаратов гормональной группы, после осмотра гинекологом.

Также противопоказанием к процедуре является спринцевание и ярко выраженный воспалительный процесс. Цитологический анализ не рекомендуется сразу после месячных или накануне.

Взятие мазка запрещено делать в период беременности. Это прежде всего объясняется тем, что при беременности цервикальный канал закупоривается пробкой из слизистого содержимого, которая может повреждаться в ходе диагностического мероприятия.

Кроме того, нельзя предсказать реакцию матки, поскольку не исключается отторжение ею плода и самопроизвольный выкидыш. В таком случае лучше дождаться родов и только потом проводить анализ.

Подготовка

Чтобы результаты цитограммы были максимально достоверными, специалисты рекомендуют соблюдать некоторые подготовительные правила перед исследованием.

В первую очередь, за двое суток до взятия мазка необходимо отказаться от процедуры спринцевания, от половых контактов, а также от гормональных средств.

В случае когда женщина принимает оральные контрацептивы на основе гормонов, прекратить их применение можно только после консультации со специалистом. Цитологическое исследование, проводимое в качестве профилактики, не требует отказа от гормональных средств контрацепции.

Наиболее благоприятным для анализа периодом считается 13-й день после месячных.

Также за 2 дня до проведения процедуры нужно отказаться от использования различных вагинальных кремов, свечей и тампонов.

За два часа до взятия соскоба пациентка посещает туалет и проводит необходимые гигиенические мероприятия.

Как проходит

Для сбора биологического материала применяется специальная щеточка. Ее вводят непосредственно в цервикальный канал и посредством вращательных движений берут биоэлементы для дальнейшего исследования.

Далее полученное содержимое помещают на предметном стекле. Для обработки материала используют специальное средство, которое позволяет сохранить необходимые свойства клеточных структур. Ткани, предназначенные для изучения, закрепляются при помощи смеси Никифорова.

Чтобы выявить имеющиеся воспалительные очаги, используется ПАП-тестирование или метод Папаниколау.

Расшифровка результата

Интерпретацией полученных данных занимается исключительно специалист. В тот момент, когда мазок направляется на исследование, врач указывает предполагаемый диагноз. В ходе лабораторного изучения лаборант его опровергает или подтверждает.

В тех ситуациях, когда не происходит подтверждения предполагаемого заболевания, но есть признаки развития других патологических процессов, выносится определенное заключение с описанием результатов.

Класс состояния шейки маточного тела зависит от числа атипичных клеточных структур во взятом биологическом материале. Всего их выделяют пять:

• первый – патологические изменения отсутствуют;
  • второй – значит, что в мазке присутствует повышена концентрация лейкоцитов, а также вирусы, бактерии и грибки;
  • третий – встречаются единичные аномальные клеточные структуры;
  • четвертый – присутствует умеренное количество онкологических клеток;
  • пятый – практически полное отсутствие здоровых структур в биоматериале.

Если в заключении указывается такой термин, как цитология воспаления с реактивным изменением эпителиального слоя, это означает, что в мазке были выявлены неизвестные клетки, которые в большей степени напоминают воспалительные элементы, а также большое содержание лейкоцитов и нейтрофилов. При получении таких результатов проводится дополнительное диагностическое обследование.

Цитограмма выраженного воспаления указывает на наличие смешанной флоры, лейкоцитарной инфильтрации или пролиферации, безъядерных чешуек, на скопление поверхностных и промежуточных клеточных структур.

При выявлении злокачественных элементов анализ проводится повторно.

Цитограмма — это безболезненная диагностическая процедура, которая является нормальным явлением для половозрелых женщин. Благодаря такому исследованию удается контролировать женское здоровье и вовремя выявлять патологические отклонения половой системы.