Анемия при раке

Анемия – патологическое состояние, при котором в крови снижается концентрация гемоглобина и/или эритроцитов. Анемия редко встречается как самостоятельно заболевание, чаще является признаком различных патологий. Нередко такое состояние выявляется у онкологических больных, особенно во время прохождения лечения, негативно влияющего на функционирование кровеносной системы.

Может ли анемия быть симптомом рака

После стремительного снижения веса анемия считается главным признаком раковых заболеваний. Опытный онколог по уровню гемоглобина и внешним признакам анемии может заподозрить наличии злокачественных новообразований и направить пациента на обследование.

Анемия – основной симптом, указывающий на развитие онкологического заболевания.

Характеризуется снижением концентрации гемоглобина в составе крови. Тесно связана со злокачественными новообразованиями.

Снижение уровня гемоглобина выявляется у 40-50% пациентов к моменту постановки диагноза. У остальной части онкологических больных анемия развивается после облучения или прохождения химиотерапии.

Быстрее всего анемия развивается при раке органов пищеварения, лейкемии и лимфоме. Если обнаруживается значительное и беспричинное снижение уровня гемоглобина, врачи назначают комплексное обследование пациента, в которое включают ФГДС, колоноскопию и скрининговые анализы крови и исследование кала на скрытую кровь.

У более 40% больных лимфомой и множественной миеломой обнаруживается анемия. У более 60% она развивается уже во время лечения, например, химиотерапией.

Частые причины возникновения: кровотечения, метастазы в костный мозг, нехватка витаминов, последствия лекарственных препаратов.

Если рак протекает скрыто и больной еще не знает о своем диагнозе, он ощущает только легкую усталость, сонливость и периодические головокружения. Большинство пациентов не обращают внимания на такое состояние, списывая его на переутомление. С прогрессированием опухоли появляется настолько сильная слабость, что даже нагрузка приводит к учащенному сердцебиению и отдышке.

Связь анемии и рака

Злокачественная опухоль и анемия тесно связаны между собой. На ранних стадиях анемия возникает из-за развития раковой анорексии, характеризующейся снижением или полным отсутствием аппетита, тошнотой и рвотой. В организм не поступает достаточно элементов, участвующих в процессах кроветворения, развивается анемия. На ее фоне все органы и ткани начитают испытывать гипоксию, что еще сильнее влияет на прогрессирование злокачественного процесса.

При раке развивается хроническая анемия на фоне влияния злокачественного процесса на иммунную систему. В результате в крови увеличивается концентрация интерлейкинов и фактора некроза опухоли. В комплексе эти процессы нарушают обмен железа, уменьшают продолжительность жизни эритроцитов и негативно влияют на функции кроветворения.

Нормально, если анемия при раке развивается после операции по удалению злокачественной опухоли. Послеоперационные кровопотери обычно умеренны и уровень гемоглобина приходит в норму через 2-3 недели, если не возникло осложнений. При тяжелых формах опухоли и обширных кровотечениях в ранний послеоперационный период назначают препараты железа, чтобы предотвратить состояние.

Хроническая анемия развивается после лучевой терапии у 70-80% онкобольных. Вероятность нарушения синтеза эритроцитов напрямую зависит от площади облучения.

Лучевая терапия негативно влияет на функции костного мозга, в результате синтезируются эритроциты неправильной формы, которые имеют более низкую продолжительность жизни, чем здоровые красные клетки.

Так же установлена прямая связь между концентрацией гемоглобина и эффективностью противоопухолевого лечения. Пациенты с нормальным уровнем гемоглобина лучше переносят химиотерапию и у них реже возникают рецидивы.

Если после приема противоопухолевых препаратов резко падает гемоглобин, вероятность развития рецидива и стремительного прогрессирования заболевания увеличивается в два раза.

Как избавиться от анемии онкологическим больным

Схема лечения анемических состояний у пациентов с опухолями подбирается в индивидуальном порядке. При назначении препаратов лечащий врач учитывает показатели крови больного, тяжесть анемии, стадию рака и вероятность развития осложнений, которые могут возникнуть на фоне лечения.

Трансфузия эритроцитарной массы

Переливание эритроцитарной массы — самый быстрый метод повышения уровня гемоглобина. Но без устранения причин патологического состояния трансфузия дает лишь временный эффект, поэтому назначается строго по показаниям.

Трансфузия эритроцитарной массы не назначают при легкой анемии, так как ее можно корректировать железосодержащими препаратами. Переливание эритроцитарной массы необходимо при уровне гемоглобина ниже 90 г/л и если у пациента присутствуют следующие признаки:

1. Регулярные головокружения.
  2. Потери сознания.
  3. Тахикардия.
  4. Боли в груди.
  5. Одышка в состоянии покоя.

Трансфузия эритроцитарной массы иногда назначают, если после курса облучения или химиотерапии развивается тяжелая форма анемии или пациенту срочно требуется поднять гемоглобин перед хирургическим вмешательством.

Препараты, влияющие на эритропоэз

Лекарственные препараты, влияющие на эритропоэз, стимулируют образование эритроцитов и синтез гемоглобина, увеличивая их концентрацию в крови. Их назначают для лечения анемии различной этиологии, а также при непереносимости и недостаточной эффективности препаратов железа.

Но такие препараты повышает риск развития тромботических осложнений и снижают продолжительность жизни на 10-17% у пациентов с опухолями головы, шеи и репродуктивных органов. В связи с этим препараты эритропоэтина назначают кратковременными курсами с целью коррекции анемии после химиотерапии.

Препараты железа

Железосодержащие препараты предназначены для восполнения запасов железа в организме, которые истощаются при раке и его агрессивном лечении. Их рекомендуется чередовать с препаратами эритропоэза, на фоне приема которых запасов железа в организме становится недостаточно, чтобы синтезировать гемоглобин.

Препараты железа при раке рекомендуется назначать внутривенно, так как у онкологических больных усвояемость таблеток снижается, и они могут негативно повлиять на функционирование желудочно-кишечного тракта.