Опухоль на лице

Опухоль на лице – это патологическое новообразование, возникающее в результате травмирования мягких тканей или нарушения работы внутренних органов и систем. Чаще такое новообразование не опасно для здоровья.

Из-за отсутствия своевременного лечения уплотнение может стать причиной развития более серьезного заболевания, в том числе и с летальным исходом. Шишка в области лица может быть доброкачественной и злокачественной.

Доброкачественные

Это уплотнения, не представляющие угрозы для жизни. Однако при воздействии определенных факторов некоторые виды шишек склонны к трансформированию в онкологические новообразования.

Опухоли на лице подразделяются на доброкачественные и злокачественные. Первую группу составляют атеромы, липомы, экзостоз, гемангиомы, ксантелазмы.

Во вторую категорию входит саркома, базалиома, плоскоклеточный рак.

Опухоли на лице классифицируются на несколько видов.

Липома (жировик)

Это доброкачественная опухоль, формирующаяся из жировой ткани. Местом локализации выступает практически любая часть тела, в том числе и лицо, где есть подкожно-жировая клетчатка.

На болезнь может указывать опухоль на ухе у человека, под подбородком и в других зонах.

На ощупь уплотнение мягкое, подвижное, небольшого размера. Новообразование не болит.

Практически никогда липома не перерождается в злокачественную форму. Главную опасность представляет воспалившийся жировик. Состояние сопровождается покраснением и болезненностью.

Липома бывает одиночной и множественной. Кроме того, такая опухоль способна разрастаться.

Среди основных причин появления выделяют наследственную предрасположенность и нарушение метаболических процессов.

Атерома

Это образование, причиной формирования которого выступает закупорка сальных желез. Уплотнение возвышается над поверхностью кожи. Оттенок такой же, что и у здорового эпидермиса, контуры четкие. При прощупывании боль отсутствует. На появление атеромы указывает шишка под скулами, на щеке около уха и других частях лица.

70% от общего числа случаев рака кожи приходится на лицо. Чаще всего поражается лоб, нос, углы глаз, область висков и уши.

В самой большой группе риска находятся люди, часто работающие под солнцем или проживающие в южных регионах, со светлой кожей.

Постоянное прижигание паппилом и их травмирование также может стать причиной возникновения опухоли.

Если патологический процесс сопровождается нагноением, появляется отечность мягких тканей, боли, повышается температура тела. На фоне воспаления новообразование может самостоятельно вскрыться, в результате чего будет выделяться содержимое из гноя и сала.

Без своевременного лечения атерома способна перерождаться в злокачественную опухоль (липосаркому). Чтобы избавиться от уплотнения, назначается только хирургическое вмешательство.

Гемангиома

Это одно из наиболее часто диагностируемых доброкачественных образований, которое может поражать лицо. Нередко опухоль выявляется в детском возрасте от 3 до 10 лет. Также заболеванию подвержены взрослые люди, достигшие 50-летнего возраста.

Шишка имеет сосудистую природу происхождения. При разрастании в процесс часто вовлекаются слизистые оболочки.

Гемангиома в большинстве случаев врожденная. Ее активное формирование отмечается уже сразу после рождения ребенка. Нарост быстро растет, в результате чего может деформироваться вся челюстно-лицевая область. Течение болезни сопровождается множеством последствий.

Гемангиома классифицируется на:

• кавернозную;
  • плоскую капиллярную;
  • ветвистую;
  • смешанную;
  • комбинированную.

Провоцирующие факторы, по которым может возникнуть новообразование, до конца так и не были изучены.

Экзостоз

Иногда отмечается возникновение шишек не из мягких, а из костных тканей. Например, появляются такие опухоли на лбу. Уплотнение относится к более редким видам и диагностируется случайно при обследовании другой проблемы.

Иногда костный нарост на лбу может быть настолько большим, что делает его заметным невооруженным глазом.

Такое образование не представляет серьезной угрозы, поскольку медленно растет и не переходит в рак. Для удаления применяется только хирургический метод.

Ксантелазма

Внешне больше похожа на плоскую бляшку желтоватого оттенка. Часто образуется такая шишка под глазом, на фоне развития гиперхолестеринемии, сахарного диабета или нарушения липидного обмена.

Такое новообразование не рассасывается самостоятельно. При первых признаках появления уплотнения нужно сразу обращаться за квалифицированной помощью.

Злокачественные

Опухоли отличаются агрессивностью и стремительным ростом. В онкологический процесс быстро вовлекаются рядом расположенные ткани и органы. Прогноз в большинстве случаев неблагоприятный.

Выделяют следующие разновидности.

Базалиома

Для этого типа новообразований характерен медленный рост и отсутствие метастазирования. Диагностируется заболевание в 75-80% всех случаев опухолей на лице. Может прогрессировать на протяжении нескольких лет. Чаще всего опухоли локализуются в области верхней губы, носовых крыльев, носогубных складок, нижних и верхних уголков глаз и на веках.

Вначале уплотнения небольшого размера. При пальпации не болят. По мере прогрессирования патологии отмечается изъязвление поверхности кожи и формирование корочек. В большинстве случаев базалиомы формируются в виде одиночных узлов.

Плоскоклеточный рак

Отличительная черта этой формы заключается в быстром инфильтрирующем росте и распространении метастазов на региональные лимфоузлы. Опухоль может быть инфильтративной, инфильтративно-язвенной и папиллярной.

При первом типе на ранних этапах болезни поверхность узла покрыта кожей, ничем не отличающейся от здоровой. С течением времени он поражает рядом расположенные ткани и изъязвляется. У язвы глубокое дно с плотными краями, заполненное некротическим содержимым.

Саркома

Это новообразование лилового, пурпурного или фиолетового оттенков, с размытыми границами. По мере роста на поверхности начинают проявляться плотные узлы округлой формы, достигающие в диаметре до 20 мм.

Чаще саркома диагностируется у ВИЧ-инфицированных больных.

Опухоль на лице может быть доброкачественной или злокачественной. Чтобы точно установить этиологию ее происхождения, а также определить тип, при первых симптомах нужно сразу обращаться за консультацией к специалисту.