Надключичные опухоли

Шишка в области ключицы может быть внешним проявлением онкологического заболевания – доброкачественной или злокачественной неоплазией. Растут такие новообразования по-разному – медленно или за длительный период. Установить возможные причины возникновения и характер надключичной опухоли способен только врач по итогам осмотра и результатам обследования.

Чем может быть

Припухлость в области ключицы может быть проявлением онкологического заболевания. Некоторые опухоли этой зоны доброкачественные, другие – раковые. Выяснить, от чего появилась шишка над ключицей слева или справа, самостоятельно невозможно.

Опухоль в этой области может сдавливать близлежащие ткани, нервы и сосуды, что приводит к онемению и болезненности.

Операция требует аккуратности и высокой квалификации специалиста, так как в этом месте проходят артерии и вены.

Липома

Относится к доброкачественным новообразованиям. Формируется из клеток жировой ткани, из-за чего ее называют жировиком. Шишка может достигать больших размеров и давить на ключицу.

Надключичные опухоли бывают доброкачественными и злокачественными. Симптоматика зависит от разновидности новообразования.

Для определения типа патологии применяют УЗИ, ангиографию, МРТ, биопсию.

Симптомы:

• новообразование подвижно;
  • медленно растет;
  • имеет округлую форму;
  • не причиняет боль.

Появляется у людей старше 30 лет.

Саркома Юинга

Уплотнение под ключицей может быть злокачественной опухолью костного скелета. Этот вид новообразования агрессивен – в большинстве клинических случаев обнаруживают вторичные очаги в других органах.

Симптомы:

• бессонница;
  • боль;
  • отсутствие аппетита;
  • снижение веса;
  • гипертермия;
  • отек лица;
  • сбивчивое дыхание.

Причинами развития становится поражение нервной системы, врожденные патологии костной ткани, ушибы и травмы.

Опухоли лимфатических узлов

Лимфатические узлы представляют собой железы, напоминающие по форме бобы. Они располагаются по всему телу, соединены между собой посредством сосудов и протоков. Через них фильтруется лимфа (сукровица) – прозрачная жидкость с высоким содержанием лимфоцитов (клеток иммунной системы). Последние отвечают за выработку антител и защиту организма на клеточном уровне.

Увеличение лимфоузлов в надключичной зоне свидетельствует о патологическом процессе в области груди. Но так как этот симптом встречается при неспецифическом шейном лимфадените, туберкулезе лимфоузлов шеи, важно на этапе диагностики исключить эти заболевания. В противном случае их патологическое увеличение свидетельствует о лимфогранулематозе, лимфосаркоме, а также о вторичных опухолевых очагах в них.

Болезнь Ходжкина (лимфогранулематоз)

Представляет собой злокачественную неоплазию, характерным признаком которой становится наличие в тканях пораженных лимфоузлов гигантских клеток Рид — Березовского — Штернберга. Патология может быть изолированной (злокачественное новообразование располагается только в надключичной области) или в совокупности с изменением структур лимфатических узлов других зон.

В некоторых случаях болезнь Ходжикина сочетается с раком щитовидной железы. На практике это может быть диагностировано, как поражение щитовидной железы со вторичными очагами патологии в лимфатические узлы шеи.

Пораженный лимфатический сосуд или их группа вначале имеет эластичную консистенцию. Затем они формируют единую скученную массу, состоящую из узлов разной величины и плотности, не связанных между собой.

Общие признаки:

• кожный зуд;
  • быстрая утомляемость;
  • потливость;
  • гипертермия;
  • отсутствие аппетита.

Клинические симптомы обуславливаются формой и стадией заболевания, при этом они могут отсутствовать или быть слабовыраженными.

Лимфосаркома

Болезнь поражает клетки ретикулярной соединительной ткани, которая покрывает структуры лимфоидной системы. Этот вид злокачественных новообразований является самым опасным, так как на первых стадиях клинические признаки отсутствуют. Но между тем опухоль быстро растет и дает метастазы в другие органы через крове- и лимфоносные пути.

При поражении надключичных лимфоузлов наблюдается их увеличение, структура плотная. Они образуют большие скопления. Темп роста опухолевого новообразования высокий – за несколько недель неоплазия разрастается до таких размеров, что может давить на близлежащие органы.

Метастазы злокачественных опухолей

Шишка в области ключицы может быть вторичным очагом раковой опухоли, например, языка, щитовидной и слюнных желез. При неоплазиях груди, легких, органов брюшной полости они свидетельствуют о 4-й стадии заболевания, когда терапия не принесет результат.

Метастазы рака щитовидной железы

Скрытый рак щитовидной железы сложно диагностировать. Клинически проявляется только метастазами в лимфоузлы шеи и надключичной зоны, что может ввести в заблуждение при диагностировании – вторичный очаг принимают за первичный. Окончательный диагноз ставится по результатам гистологического исследования образца тканей железы.

Что делать

Нужно обратиться в медицинское учреждение за помощью. Первичный осмотр проходит у участкового терапевта, который дает направление на прием к онкологу. Дальнейшее лечение и анализы назначает он.

Проводимые диагностические процедуры:

• биопсия новообразования с последующим гистологическим исследованием образца;
  • УЗИ;
  • Ангиография;
  • МРТ акромиально-ключичный сустава.

На их основании ставится диагноз и проводится лечение.

Не важно, где появилась опухоль над ключицей – слева или справа – ее необходимо обследовать. Этот симптом может быть признаком серьезных заболеваний или проявлением рака.