Атипичная резекция легкого

Атипичная (краевая) резекция представляет собой разновидность хирургического вмешательства, которое заключается в иссечении части пораженной анатомической структуры, расположенной за пределами границы органа. Операция назначается в соответствии с определенными показаниями. Чтобы удалить намеченную область, используют технику пришивания участка легкого с последующим его иссечением.

Что такое

Атипичная резекция легкого – это вид оперативного вмешательства, в ходе которого удаляется часть легочной паренхимы, которая располагается на краю границы анатомической структуры. После проведения операции рана подлежит ушиванию. Благодаря такой технике выполнения в большинстве случаев удается сохранить здоровые ткани и нормальную работу органа.

Показания

Даная разновидность хирургической процедуры назначается в том случае, когда благодаря диагностическому обследованию была выявлена опухоль доброкачественного характера.

Кроме того, манипуляция показана в качестве одного из терапевтических методов при обнаружении пневмосклероза ограниченной формы, то есть, когда наблюдается перерождение фибром органа.

Также применяется при ограниченном туберкулезе и диссеминированном патологическом процессе, невыясненной этиологии происхождения.

Противопоказания

Среди общих ограничений специалисты выделяют дыхательную недостаточность и выраженное нарушение функционирования сердечно-сосудистого аппарата в необратимой форме. Однако стоит отметить, что противопоказания, связанные с работой сердца и сосудистой системы, до сих пор остаются спорным моментом.

В некоторых случаях отмечается возможность удаления легкого у больного с явными признаками изменений миокарда, что не приводит к существенным рискам для здоровья и жизни пациента.

Именно по этой причине специалистам рекомендуется принимать во внимание индивидуальные особенности сердечной мышцы при проведении комплекса диагностических методов с целью оценки состояния сердца.

Среди абсолютных противопоказаний выделяют декомпенсацию сердечно-сосудистой деятельности, которая находится на выраженной стадии и не корректируется при помощи применения медикаментозных препаратов.

Также оперативное вмешательство может быть противопоказано при гипертензии малого круга кровообращения.

Также с особым вниманием нужно оценивать риски от операции при выявлении печеночной и почечной недостаточности.

Кроме того, атипичная резекция не проводится при диффузном поражении всего легкого.

Подготовка

После того как будет поставлен окончательный диагноз и назначена дата проведения операции по удалению части легочной паренхимы, пациент должен выполнить ряд рекомендаций, которые дает врач для того, чтобы все манипуляции прошли максимально успешно.

Прежде всего больной проходит диагностическое обследование, которое включает компьютерную томографию, рентгенографию грудной клетки, медиастиноскопию, бронхоскопию, а также тест на определение функциональных параметров внешнего дыхания.

Кроме того, важной составляющей на подготовительном этапе является и нормализация психологического состояния человека. Чтобы предотвратить нервный срыв и снизить вероятность развития шока после операции, проводится соответствующее профессиональное вмешательство.

Чтобы в послеоперационный период вероятность появления осложнений была минимальной, назначается терапия лекарственными средствами антибактериальной группы.

Ход операции

Все хирургические манипуляции выполняются под общей анестезией с введением эндотрахеального интубационного наркоза.

Краевая резекция, при которой подразумевается сохранение легкого, без выделения отдельных структур органа и их раздельной обработки. Часть анатомического элемента, который подлежит иссечению, прошивают при помощи специального приспособления и накладывают на него двойной ряд металлических скрепок. После этого пораженный участок удаляется.

В зависимости от стадии течения патологического процесса и объема поврежденной области, может применяться две разновидности доступа к очагу поражения.

Торакотомия

Это вид полостной операции, при которой происходит вскрытие грудной клетки. Для доступа к атипичной ткани специалисты используют хирургический ретрактор, который также позволяет защитить рядом расположенные мягкие ткани от травмирования.

Торакоскопия

Относится к малоинвазивным методикам. При его применении не требуется вскрытия грудины. Весь ход процедуры осуществляется с эндоскопом, который позволяет вывести картину происходящего на монитор в многократном увеличении.

Такая тактика целесообразна при незначительных поражениях легкого.

В случае необходимости в прооперированную полость может вставляться дренаж.

Осложнения

К наиболее распространенным осложнениям, которые могут появиться в процессе хирургического вмешательства или непосредственно в послеоперационный период, относят кровотечение или инфицирование раневой поверхности.

Кроме того, не исключается формирование стойкого бронхоплеврального свища, а также перелом ребер в ходе операции.

Реабилитационный период

Во время восстановления необходимо обеспечить свободную проходимость воздухоносных путей, а также добиться максимально быстрого расправления оставшейся части прооперированного легкого.

После того как рентгенография покажет, что орган полностью расправился, то дренажное приспособление извлекается. Как правило, это происходит на 2-4 сутки после операции. На больного накладывается период нетрудоспособности сроком от одной до двух недель.

Атипичная резекция легкого — это органосохраняющая операция по удалению части пораженной структуры. Процедура имеет свои определенные показания и противопоказания. Поэтому перед решением о ее использовании требуется прохождение ряда диагностических мероприятий.